Большинство жидких масел имеют минеральную основу. Это смесь продуктов перегонки нефти, облагороженная специальными присадками, значительно продлевающими срок службы масла, а также придающими ему нужные характеристики для определенных условий работы. Без присадок применяют лишь масла для смазки высокоскоростных легконагруженных узлов сопряжений трущихся пар. Для обеспечения необходимых свойств этих масел достаточно их нефтяной основы.
Существует несколько основных характеристик общих для всех жидких смазок.
А именно:
- вязкость;
- температура вспышки;
- температура застывания;
- кислотное число.
Наиболее важной среди них является вязкость. Она и определяет величину силы трения на сопрягаемых поверхностях трущихся пар, на которые подается смазочный материал.
Значение вязкости обратно пропорционально температуре и в диапазоне от минус 30 ºС до 150 ºС может изменяться в тысячу и более раз. С целью стабилизации температурно-вязкостных свойств состав жидких масел облагораживают специальными вязкостными присадками. Они практически не изменяют вязкость в низких температурах, значительно увеличивая этот показатель в области высоких температур. Значение вязкости всегда указывается в связи с температурой. Стандартно — при 40 ºС.
Точка утечки или температура застывания — минимальная температура, при которой возможно растекание масла под воздействием земного притяжения — силы тяжести. Эта характеристика важна при прокачивании жидких масел по каналам смазки, к примеру, кривошипно-шатунных механизмов, при запуске автодвигателей зимой, или в компрессорах холодильных машин, на холодной стороне. Для этих машин используются специальные вакуумные масла — масло ВМ-1с или масло ВМ-3 и другие.
Температурой вспышки называют минимально возможную температуру возгорания масла под воздействием пламени. Эта температура определяет возможность работы масел в «горячих» узлах. К примеру, для вакуумных масел линейки масло вм температура вспышки не должна быть ниже 150-180 ºС. Определяется этот показатель принудительным воспламенением паров в закрытом или открытом тигле. Справочно обычно указывают температуру вспышки в открытом тигле.
Меру содержания свободных органических кислот в масле называют кислотным числом. При старении масла происходит повышение значения этого показателя. В циркуляционных системах смену масла производят при достижении кислотным числом значений, предельных для конкретных условий работы.