Шарикоподшипник является подшипником качения, относится к разряду опорно-поворотных устройств и имеет относительно простую схему действия. Его устройство обеспечивает минимизацию трения при вращении, что является во многих случаях явным преимуществом над подшипниками скольжения, у которых сопротивление больше.
Состоят шарикоподшипники из внешнего кольца с желобом на внутренней стороне, внутреннего кольца с желобом на внешней стороне и тел качения – в данном случае, шариков. Желоба на кольцах называются дорожками качения.
Внутреннее кольцо прочно фиксируется на валу, а внешнее – вращается за счет движения шариков по дорожке качения между кольцами.
По распределению нагрузки шарикоподшипники делятся на три вида:
- Радиальные – допускается только нагрузка поперек оси вала;
- Упорные – допускается только нагрузка вдоль оси вала;
- Упорно-радиальные – возможна нагрузка вдоль (в обе стороны) и поперек оси вала.
Также в шарикоподшипнике может быть не один ряд тел качения, а несколько. Таким образом, различают одно-, двух- и многорядные типы. При этом кольца всегда два, но на них может быть несколько дорожек качения в зависимости от типа.
Для минимизации трения, а следовательно, повышения КПД и предотвращения быстрого износа, шарикоподшипники смазывают. Для разных типов подходят разные смазки. Например, для малогабаритных подходит смазка ВНИИНП-274, а для скоростных шарикоподшипников часто используют смазку ВНИИНП-223 или смазку ВНИИНП-563.
Различные присадки в маслах позволяют уменьшить последствия именно того типа нагрузки, на который рассчитан подшипник.