Важнейшей характеристикой любого смазочного материала, будь-то моторное, или гидравлическое масло, к примеру, масло амг-10 или масло мге-10а, пластичная смазка внии нп, либо любой иной вид масел и смазок, является вязкость. Этот показатель определяет степень сопротивления разрыву масляной пленки. Чем выше прочность пленки на поверхностях трущихся пар, тем действеннее уплотнение, к примеру, поршневых колец, что чрезвычайно важно, как в двигателях, так и в компрессорах и, особенно, в вакуумных насосах. Кроме того, повышенная прочность пленки значительно уменьшает такой негативный показатель, как расход на угар масла в двигателях. Общепринятым критерием оценки вязкости масла является индекс вязкости.
Этот показатель суть отношение, показывающее величину изменения динамической вязкости при росте температуры. Рассчитывается индекс вязкости при температурах -18, 0, 40 и 100 ºС. Таким образом оценивают вязкостно-температурные свойства смазочных материалов. Динамическая вязкость определяется как сила сопротивления площадок в 1 см2 соседних слоев масла или смазки толщиной в 1 см, которые перемещаются в противоположных направлениях при скорости в 10 мм/с.
Еще одним критерием оценки вязкости является вязкость кинематическая. Этот показатель суть простое отношение вязкости динамической к плотности жидкости.
Важнейшее значение имеет и такой показатель, как температура застывания. Нижний предел температуры, когда масло застывает (утрачивает подвижность). Он определяет возможность запуска двигателя в зимний период. Масла, с температурой застывания до минус15 ºС относят к летним, ниже этой температуры — к зимним.